Таинства проступают реальные черты

Выставки

 

В выставочном зале Музейно-выставочного центра на улице Чернышевского, 38 в Электростали с 17 октября по 24 ноября экспонировалась выставка под названием «Зеркало сцены», посвящённая памяти заслуженного художника России Юрия Доломанова (1937-2014).    

На этой выставки побывали сотни жителей Электростали и гостей этого подмосковного города.

Инициатором создания проекта «Зеркало сцены» стал председатель Ногинского отделения Союза художников Подмосковья, один из учеников замечательного театрального художника Валерий Болдырев.

Он же в дни функционирования экспозиции проводил выставочном зале экскурсии с учащимися средних школ и других учебных учреждений города Электростали.

Тематические выставки проекта «Зеркало сцены» уже размещались в Ногинске, Щёлкове, Королёве и вот в конце 2019 года, объявленного Годом театра, она открылась в Электростали.

На выставке представлены не только уникальные театральные эскизы и макеты Доломанова, но и рисунки художника, костюмы персонажей, плакаты и афиши к его постановкам. Всего в экспозиции – около 70 предметов.

Открыла экспозицию заведующая экспозиционно-выставочным отделом Музейно-выставочного центра Лариса Бойкова.

На открытии выставки выступили и рассказали о творчестве Юрия Доломанова актёр и художник Валерий Болдырев,

бывший главный режиссёр-постановщик Ногинского государственного областного драматического театра, член Российской ассоциации исследователей, преподавателей, учителей риторики Анатолий Хасин,

начальник Управления по культуре и делам молодёжи администрации городского округа Электросталь Сергей Бобков,

директор городского Музейно-выставочного центра Ольга Николашина, художник из Электростали Юрий Богачёв и другие. 

Выступавшие с восхищением говорили о творчестве Юрия Викторовича, о том, что во многом благодаря ему Ногинский областной драматический театр высоко держал профессиональную планку художественного оформления спектаклей.

А  выполненные Юрием Доломановым эскизы без преувеличения можно отнести к настоящим произведениям искусства, обладающим несомненной художественной ценностью.

Юрий Викторович отличался не только широчайшим диапазоном художественных знаний, но и был скромным, мягким, доброжелательным и неконфликтным человеком.

Как художник-постановщик он всегда находил общий язык и с режиссёрами, и с декораторами, и актёрами, которых он мастерски «одевал», чтобы «костюмчик нормально сидел» и соответствовал характеру воплощаемым ими персонажам.

То, что творческое наследие театрального художника чудесным образом сохранилось – во многом заслуга Валерия Болдырева, который большинство из экспонатов «доломановской коллекции» хранит в своей домашней квартире.

После вынужденного ухода Юрия Викторовича из Ногинского драматического театра его эскизы, макеты и другие вещи могли оказаться на свалке.

К счастью реквизитор Людмила Рогулёва и администратор театра Сергей Ульянов сберегли эскизы и макеты художника.

Валерий Болдырев буквально по крупицам собирал оставшиеся от художника эскизы, макеты, рисунки, письма.  

   Юрий Доломанов сорок лет проработал главным художником-постановщиком в Ногинском государственном областном драматическом театре (ныне это Московский областной театр драмы и комедии).

Сорок лет он приезжал на электричке из Москвы в Ногинск, в ставший для него родным театр.

Юрий Доломанов оформил на сцене ногинского театра более четырёхсот спектаклей.

Среди них - «Мера за меру» по комедии Шекспира, «Дама-невидимка» по пьесе испанского поэта и драматурга Педро Кальдерона,

«Великая Екатерина» по пьесе Бернарда Шоу, «Антигона» по трагедии французского драматурга Жана Ануя,

«Три супруги-совершенства» по комедии испанского поэта и драматурга Алехандро Касона,

«Разговор по душам» по пьесе  актёра и драматурга Теодора Лондона,

«Мост» по драме грузинского писателя Алексея Чхеидзе, «Характеры» по пьесе Василия Шукшина,

«Женский стол в охотничьем зале» по пьесе Виктора Мережко,

«Благовещенский участок» по пьесе ногинского актёра и драматурга Александра Харитонова,

«Савельевы» по пьесе ныне покойного заместителя редактора ликвидированной в этом году Ногинской муниципальной газеты «Волхонка» Евгения Мажана и другие.

   Имя Юрия Доломанова довольно хорошо известно в нашей стране.

Он оформлял спектакли в ведущих театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Челябинска, Обнинска и даже в Гаване.

Он работал в содружестве с такими именитыми режиссёрами как Олег Ефремов, Лев Аронов, Владимир Андреев, Геннадий Косюков, Евгения Кемарская, Валентин Варецкий и другими.

Все режиссёры любили работать с Юрием Викторовичем, так как его постановки отличались отменной художественной культурой и впечатляющими декорациями, которые воспроизводили на сцене дух и время той или иной исторической эпохи.

Очевидцы рассказывали, что когда открывался занавес, зрители в зале немели в восторге от сценографии Юрия Доломанова и ещё до начала действия, начинали аплодировать мастерству сценического оформления той или иной постановки.

Юрий Викторович умел создавать уникальное художественное пространство на сцене, в котором и актёры ощущали себя вполне комфортно, и зрители невольно погружались в волшебную магию театрального искусства. 

– Мы умираем дважды… Первый раз, когда мы перестаём дышать и второй – когда о нас уже некому вспомнить, – сказал на открытии выставки «Зеркало сцены» в Электростали театральный режиссёр Анатолий Хасин.

Учениками Юрия Доломанова считают себя художник-бутафор Владимир Диброва и актёр Владимир Драковский, которые помогали ему в художественном оформлении спектаклей. А сам Доломанов причислял их к своим соавторам.

Настоящим соавтором считал Доломанова и режиссёр Анатолий Хасин, когда тот как художник-постановщик ставил вместе с ним спектакли «Выстрел», «Люкс-13» и многие другие.   

–Юрий Викторович был невероятно интеллигентным, тонким, вариативным художник с богатой творческой палитрой, – так отозвался о Доломанове  Анатолий Хасин.

Анатолий Соломонович предложил реализовать проект  «Зеркало сцены» в других городах Подмосковья, в Москве, Саратове и во всех театрах, где работал Юрий Доломанов как художник-постановщик.

– Но пока нет даже буклета или альбома о творчестве Доломанова.

А о нём стоит написать документальную  книгу, чтобы он по праву вошёл в обойму самых значительных театральных художников нашей страны.   

Нельзя подвергать забвению творчество этого удивительного театрального мастера – таково мнение многих друзей и коллег Юрия Доломанова. 

К сожалению, последние годы жизни художника были омрачены ухудшением здоровья, семейным разладом и разводом с женой, её посягательствами на их московскую квартиру.

Юрий Викторович вынужден был жить на съёмной квартире у своих друзей, куда нередко наведывались его ногинские друзья и коллеги, а также звукооператор театра Майя Тарасова, которая преданно ухаживала за художником до его последних дней.

Незадолго до смерти Юрия Доломанова его посетили в съёмной квартире Владимир Диброва и Владимир Драковский.

Владимир Диброва сфотографировал художника за месяц до его кончины и затем написал по фотографии прекрасный портрет Доломанова, который представлен в выставочном проекте «Зеркало сцены».

Владимир Доломанов умер в 2014 году в возрасте 76 лет и по настоянию Майи Тарасовой похоронен на городском кладбище в Ногинске. Его друзья и коллеги посещают могилу художника и с благодарностью вспоминают незабвенного мастера театрального искусства.

 
На снимках: на открытии выставки в Электростали о творчестве Юрия Доломанова рассказывает председатель Ногинского отделения Союза художников Подмосковья Валерий Болдырев;

своими воспоминаниями о совместной работе с Юрием Доломановым делится режиссёр и педагог Анатолий Хасин;

афиши театрального художника Юрия Доломанова;

 

Виталий ПОПОВ. Фото Татьяны ПРОКОФЬЕВОЙ