Когда ты находишь призвание или оно находит тебя…

Культура

 

Так довольно часто происходит: человек рождается, растёт, оканчивает школу, поступает в какое профессиональное училище или институт, начинает свою трудовую деятельность, работает по избранной специальности, но вдруг в зрелом или уже в пожилом возрасте внезапно осознаёт, что он занимается не своим делом, что он не угадал своего истинного призвания… 

Михаил Белоцерковский родился 8 октября 1944 года в Москве.

Окончил среднюю школу № 718 и поступил учиться в одно из столичных медицинских училищ.

Но стоило ему в начале 70-х годов по предложению актёра Виталия Коняева случайно побывать на гастролях Малого государственного академического театра в Кишинёве, как о медицинской профессии Михаил решил забыть.

Его «захлестнул» волшебный мир театра.

В Кишиневе состоялось его знакомство с Анатолием Колеватовым, (в то время директором Малого театра), который предложил Михаилу должность монтировщика декораций в их театре.

Впоследствии Михаил стал помогать главному администратору Малого театра Борису Телевичу.

Более тридцати пяти лет проработал Михаил Лазаревич администратором в разных столичных театрах: в Малом, имени Вахтангова, «На Малой Бронной», в театре Эстрады, «Ромэн», в Московском Губернском театре Сергея Безрукова и других.

Сам он признаётся, что работа администратора довольно далека от творчества, и к тому же тебя постоянно «кто-то дёргает».

И десять лет назад он взял в руки фотокамеру. И нашёл своё призвание (или оно нашло его) в качестве театрального репортёра и фотохудожника.

Прав, наверное, был русский писатель Александр Грин, когда писал о том, что рано или поздно, на рассвете или закате лет «Несбывшееся зовёт нас».

Но чтобы Несбывшееся сбылось, надо самому приложить к этому немалые усилия…  

Как фотограф-любитель Михаил и раньше что-то снимал на чёрно-белую плёнку, имея в своём распоряжении фотоаппараты «Зоркий» и «Зенит».

Он снимал своих родных и знакомых как фотолюбитель. Случились и фотографии, иногда помогавшие подзаработать и избавиться от денежной нужды.

Старик Вольтер утверждал: «Работа избавляет нас от трёх главных зол: скуки, порока и нужды».

Если бы философ жил в нынешних российских реалиях, он бы, наверное, понял, что и наличие работы, увы. не всегда избавляет людей от нужды…

Михаил Белоцерковский за десять лет своей работы с фотокамерой добился удивительных творческих успехов и стал профессиональным репортёром и фотохудожником.

Он вспомнил, кого из известных актёров впервые запечатлел на свою фотокамеру.

Как-то прогуливаясь на Патриарших прудах, Михаил заметил там съёмочную группу, снимавшую какой-то художественный или телевизионный фильм.

За столиком под навесом в короткие минуты отдыха между съёмками сидел Марат Башаров и пил кофе с какой-то дамой.

Михаил приблизился к актёру и спросил у него: не возражает ли тот, если его «щёлкнуть» на камеру. Марат согласился: мол, валяй…

Когда Михаил разместил фото Марата Башарова с Фейсбуке, ему позвонили из журнала «Семь дней» и сказали, чтобы он убрал это фото актёра из социальной сети.

Они готовы опубликовать его фото в своём журнале. И тогда Михаил получил первый в своей жизни гонорар от журнала за фото популярного актёра.

- Я начал посещать пресс-показы. На эти мероприятия приглашают фотографов перед премьерой спектакля, - рассказывает Михаил Белоцерковский.

- Первые мои работы были далеки от идеала, ведь я только начинал и ещё мало что понимал в театральной фотографии.

Благодаря подсказкам, которые мне давали такие профессионалы, как Юрий Феклистов и Анатолий Хрупов, я стал постепенно вникать в секреты данной профессии.

Ныне в архиве Михаила Белоцерковского сотни фотоснимков, сделанные им в театре имени Вахтангова,  Маяковского, Пушкина, МХТ имени Чехова, театре Романа Виктюка, «На Малой Бронной, в театральной школе Олега Табакова, мастерской Дмитрия Брусникина…

На сцене или в других условиях он запечатлел таких знаменитых актёров как Владимир Этуш, Михаил Ширвиндт, Олег Табаков, Сергей Безруков, Игорь Угольников, Игорь Костолевский и многих других.

Его персональные фотовыставки «В свете рампы» проходили  в Московском спортивном арт-клубе «Галерея», в Центре культуры и творчества «Нега», в Московском мюзик-холле, в Московском областном театре драмы и комедии и на других площадках.

Михаил Лазаревич был участником Первого фестиваля современной фотографии «ФИКСАЖ»  в Центральном Доме художника.

В Московском областном театре драмы и комедии 8 октября состоялась пресс-конференция Михаила Белоцерковского, приуроченная к его 75-летию.

В этом театре он работает в течение двух последних лет.

В этот же день в фойе на втором этаже театра открылась персональная фотовыставка Михаила Белоцерковского «В свете рампы», на которой представлены его фотоработы – сцены из спектаклей Московского областного театра драмы и комедии «Ревизор», «Фальшивая нота», «Мать Мария», «Поминальная молитва» и других постановок.

В экспозиции представлено более тридцати работ фотомастера, сделанных им исключительно в Ногинском театре.

Пришли поздравить фотомастера со значимой юбилейной датой директор Московского областного драмы, заслуженный работник культуры Московской области  Юрий Педенко и главный режиссёр театра, народная артистка РФ Елена Цыплакова.

Юрий Педенко зачитал приветственный адрес, в котором пожелал юбиляру «бескрайнего творческого полёта».    

На пресс-конференции Михаил Белоцерковский рассказал о своём жизненном пути, о том, что значит для него театр, о том, как он стал театральным фоторепортёром и ответил на все вопросы журналистов.     

Михаил Лазаревич, в частности, сказал:

- Снимая тот или иной спектакль, я пытаюсь отобразить не только самих участников театрального действа, но и передать душу спектакля.

Своими впечатлениями от работ театрального фотохудожника на пресс-конференции поделился его друг и коллега, бывший фоторепортёр журнала «Советский Союз» Анатолий Хрупов, отметив, что у Михаила Белоцерковского «есть большой творческий потенциал».

Анатолий Хрупов как бы препарировал творческую лабораторию своего коллеги и говорил о том, что театральная фотография – сложный вид фотоискусства.

Недостаточно просто фиксировать интересные моменты из постановок, надо уметь ориентироваться в замкнутом помещении со сложными, постоянно меняющимися условиями освещения.

Важны интуиция и хорошее знание особенностей театрального мира и сценического действа. Ведь в театре нет такого понятия, как дневной свет.

Время здесь то замедляется, то убыстряется, то бешено пульсирует в зависимости от заданного ритма спектакля.

Свет рампы становится альфой и омегой для человека с фотокамерой. Этот свет не терпит дилетантов от фотографии.

Фотографы, специализирующиеся на работе в театре, не просто репортёры.

Это люди, знающие театральный мир и как зрители, и как осветители, монтажёры, гримёры. 

Мир Михаила Белоцерковского – это волшебный мир увлечённого человека с фотокамерой, который влюблён в театр и фантастически предан ему.

Сам Михаил Лазаревич высказал сожаление о том, что не взял фотокамеру в руки раньше.

Своими учителями он считает живых классиков русской фотографии Юрия Феклистова, Евгения Цукермана и Анатолия Хрупова.

Творческие поиски Михаила Белоцерковского – это балансирование между психологическим театральным портретом и репортажем сценического действа.

Трудно сказать, где Белоцерковский больше преуспел: в обоих случаях проделана огромная работа над тем, чтобы фотографии были не «проходными», годящимися лишь для украшения театрального фойе.

В его работах звёзды российской сцены не позируют, даже когда он приближает к ним объектив совсем близко.

Актёры видят в нём единомышленника, сотоварища,  помощника, а не очередного фотожурналиста, пришедшего отснять проходной дежурный репортаж.

Пожалуй, именно в этом кроется секрет проникновенности и камерности его работ, высокого профессионального мастерства. 

Не чужды Михаилу Лазаревичу городские и пейзажные фотозарисовки, в которых он тоже достиг филигранного творческого мастерства.

Остаётся добавить, что Михаил Белоцерковский счастлив и в личной жизни. У него растёт сын Константин, которому недавно исполнилось 12 лет.

Константин иногда позволяет отцу его пофотографировать и эти снимки, как и театральные работы мастера, можно увидеть в Фейсбуке.       

 На снимках: Юрий Педенко и Елена Цыплакова поздравляют Михаила Белоцерковского с юбилеем и открытием его персональной фотовыставки «Свет рампы» в Московском областном театре драмы и комедии; Михаил Белоцерковский (справа) и Анатолий Хрупов отвечают на вопросы журналистов.   

Виталий ПОПОВ. Фото Татьяны ПРОКОФЬЕВОЙ