Елена Цыплакова: «Искусство должно наполнять человека высоким смыслом»

Творческий вечер

Билеты на творческий вечер актрисы кино и театра, режиссёра, народной артистки России Елены Цыплаковой в Московском областном театре драмы и комедии были раскуплены за две недели до этого события.

Вечер был посвящён её 60-летнему юбилею, 45-летию работы в кино и 10-летию выхода на телеэкран сериала «Кармелита–3. Цыганская страсть», который Елена Октябревна ставила как режиссёр.     

Искушённым зрителям нет особой нужды представлять Елену Цыплакову.

Её дебютом в кино ещё в школьном возрасте стал художественный фильм «Не болит голова у дятла», созданный в 1974 году кинорежиссёром Динарой Асановой.

В фильмографии Цыплаковой насчитывается около пятидесяти ролей в кино и тринадцать режиссёрских работ.

Она училась во ВГИКе дважды: в актёрской мастерской Льва Кулиджанова и Татьяны Лиозновой.

А впоследствии актриса дополнила своё образование в режиссёрской мастерской Александра Алова и Владимира Наумова.

В начале творческого вечера зрителям был продемонстрирован видеоролик, в котором кратко отражена творческая жизнь актрисы в кино.

Перед нами промелькнули кадры из знакомых фильмов: «Школьный вальс», «Счастливая Женька», «Мы из джаза», «Д'Артаньян и три мушкетёра» и других.   
Елена Цыплакова показала в этот вечер и свою 17-минутную дипломную режиссёрскую работу «Новый год». Она в то время работала в Московском Малом академическом театре.

Режиссёр этого театра Михаил Царёв предостерегал Цыплакову: «Лена, зачем тебе нужна режиссура? У тебя всё есть в театре.

И, поверь моему опыту, не все даже очень хорошие актёры могут стать хорошими режиссёрами…»  

Елена Цыплакова проявила характер, простилась с театром и пошла на большой риск, решив снять свою дипломную работу по трём поэмам Владимира Луговского «Середина века».

В ней были задействованы известные артисты кино. Съёмки велись в одном из павильонов «Мосфильма».

Коллеги по творческому цеху впоследствии отмечали невероятную творческую смелость начинающего режиссёра, которую она проявила в своей дипломной работе.

– Темы, которые я затрагиваю в этой работе, волнуют меня и сегодня, – сказала Елена Октябревна. 

– Ведь у каждого из нас есть не только внешняя, но и внутренняя жизнь, когда мы думаем о своём предназначении, об истории, о времени, в котором живём… 

Как кинорежиссёр Елена Цыплакова в 1988 году сняла дебютную картину «Гражданин убегающий».

Карен Шахназаров, увидев эту работу, предложил Цыплаковой работать в возглавляемом им творческом объединении «Старт».

Здесь она сняла полнометражный фильм «Камышовый рай», который получил премию за лучшую режиссёрскую работу среди молодых на международном кинофестивале в Сан-Себастиане (Испания) и Главный приз «Сталкер» на Первой правозащитной благотворительной акции кинофестиваля «Сталкер» в Москве.

Сюжет снимавшегося в Казахстане фильма основан на подлинной истории о подпольном лагере для бомжей, которых использовали как рабов.

Это в современной России такими лагерями никого не удивишь, а в конце 80-х годов перестроечной поры взяться за фильм, рассказывающий о судьбах современных рабов, было проявлением творческой смелости и гражданской позиции режиссёра, которая пришла в кино не для того, чтобы снимать «развлекательную клюкву» для дуреющей от безделья публики.

Смелая и достаточно жёсткая картина «Камышовый рай» рассказывает о попранном человеческом достоинстве, о том, что в жизни каждого из нас может произойти роковая случайность, и в тюрьмах и зонах сидят отнюдь не только те, кто совершил тяжкие уголовные преступления...

– Я берусь только за те темы и тот драматургический материал, который меня волнует, – сказала Елена Цыплакова.

– Для меня важна тема внутренней свободы человека, его ответственности за свои поступки.

На нас лежит огромная ответственность перед Богом и людьми. За то, ЧТО  мы закладываем своим творчеством. 

Фильм «Камышовый рай» в южных республиках тогда ещё Советского Союза чиновники отказались пускать в прокат: зачем, дескать, народу нужны проблемные и грустные картины!

В лагере для бомжей люди условно делились на «баранов и пастухов».

Один из зрителей после просмотра фильма вышел на сцену и задумчиво сказал: «Сегодня я понял, что прожил свою жизнь, как баран…

Больше так жить не буду». 

– В 36 лет у меня поменялось мировоззрение, – призналась Елена Октябревна.

– Я даже думала о том, что мне с моим мироощущением надо уходить из профессии… потому, что пришла к вере в Бога.

Проект «Семейные тайны» (23 серии) – первый телесериал, который сняла Елена Цыплакова.

В главной роли банкира в этом сериале она хотела видеть только Юрия Беляева. Известный актёр согласился сниматься у Цыплаковой.

Сама Елена в этом сериале сыграла роль религиозной целительницы. Она помогла, через покаяние и молитвы, главному герою излечиться от рака. 

Эпизод из этого фильма был продемонстрирован зрителям на вечере.

Кстати, Елена Октябревна несколько изменила сценарий и свой диалог душеспасительной беседы с главным героем написала сама. 

В любви к Елене Цыплаковой признались артисты из Московского музыкально-драматического театра «Ромэн», приехавшие в Ногинск на её творческий вечер, возглавляемого режиссёром, солистом и гитаристом Николаем Лекаревым.

В его музыкально-танцевальную группу входят сын Николай Лекарев-младший, дочери Анжела, Радмила и зять Артур Богданов.

Они познакомились с Еленой Цыплаковой, когда она приступила к съёмкам масштабного телесериала «Кармелита–3. Цыганская страсть».

Работа длилась полтора года. Съёмочная группа и артисты работали в павильонах или на натуре по 12–14 часов в сутки, и многие сблизились и даже подружились. 

– У нас были удивительные съёмки, – с ностальгией вспоминает Елена Октябревна. – Мы даже сняли рождение жеребёнка... 

– Это потрясающая, великолепная женщина, – сказал о режиссёре Николай Лекарев-старший.

– Работать и общаться с ней – большое человеческое счастье.  

Он исполнил для Цыплаковой и зала песню «Под окном стою я с гитарою», ногинские зрители подпевали.

В его исполнении прозвучали и «Очи чёрные», другие зажигательные песни на цыганском языке, а члены его группы подтанцовывали, сами исполняли сольные номера, которые с восторгом встречала публика.  

В 2010 году, после трёх лет работы над двумя сериалами – «Женщина без прошлого» (266 серий ) и  «Кармелита» (288 серий), здоровье Елены Октябревны пошатнулось.

Медики разводили руками. Цыплакова получила первую группу инвалидности и могла передвигаться только в инвалидном  кресле.

На помощь актрисе и режиссёру пришли известный народный целитель, травник и психолог Виталий Воскобойников и специалист по телесно-ориентированной терапии Амирхан Кадиров.

Им удалось избавить её от тяжелейшего недуга. Она поднялась с инвалидного кресла и удивила врачей: те не верили в чудо, в то, что ей помог исцелиться Бог.

Они, констатируя её избавление от болезни, говорили что-то невразумительное «о самовнушении и самопроизвольном выздоровлении».

Цыплакова снова стала полноценно работать в кино.  

Виталий Воскобойников приехал на творческую встречу ногинчан с Еленой Цыплаковой и сказал о её железной воле и желании исцелиться немало лестных слов.

Увидели зрители и мужа Цыплаковой Павла Щербакова, с которым она обвенчались в 2005 году, и с тех пор супруги живут душа в душу.

Когда жена не смогла вставать с постели, Павел трогательно ухаживал за ней. Супруги вместе молились за выздоровление.

Молились за Елену и её верующие друзья. 

Елена Октябревна благодарна Богу за своё чудесное выздоровление и готова проповедовать заповеди Божьи не только в реальной жизни, но на театральной сцене, в кино.

Она призналась, что на протяжении всей своей жизни старается честно служить людям своей профессией.

По её словам, «настоящее искусство должно наполнять человека высоким смыслом, помогать ему становиться более совершенным, разбираться в добре и зле…».

Елена Цыплакова рассказала о своих последних актёрских работах в кино – в  телесериале Антона Сиверса «Чёрная кошка» (2016), снятого по сценарию Олега Маловичко.

В нём рассказывается о банде «Чёрная кошка», которая бесчинствовала в Подмосковье в 1950–1953 годах.

Елена Цыплакова сыграла роль матери бандита.

Последняя работа Цыплаковой в качестве актрисы – в детективном телесериале Дениса Карро «Ласточка» (2018), в котором она с блеском сыграла отрицательную роль, воплощая на экране «абсолютное зло».

Ногинские зрители увидели фрагмент из этого сериала, где обезумевшая героиня Цыплаковой совершает убийство… 

В конце минувшего года Елену Цыплакову назначили главным режиссёром Московского областного театра драмы и комедии.

И это отнюдь не случайно. Уже девятый сезон на сцене нашего театра с успехом идёт постановка Цыплаковой «Мать Иисуса».

Она рассказала, что когда директор театра Юрий Педенко девять лет назад пригласил её поставить у нас спектакль, она стала искать пьесу о духовной жизни.

И остановилась на пьесе Александра Володина.

На кинофоруме «Золотой Витязь» этот спектакль получил «Золотой диплом за художественное воплощение образов святого Евангелия на сцене».

Небольшой фрагмент из этой постановки с монологом замечательной ногинской актрисы Елены Охапкиной в роли Марии был также показан зрителям. 

О своих дальнейших творческих планах в качестве главного  режиссёра Елена Цыплакова рассказывать не стала.

Но не вызывает сомнения то, что она будет ставить на сцене нашего театра спектакли, наполненные высоким духовным содержанием и звучанием.     

На снимке: виновницу торжества поздравляют Николай Лекарев-старший и театр «Ромэн».  

Виталий ПОПОВ. Фото Михаила БЕЛОЦЕРКОВСКОГО