Голоса войны

Общество

В течение последних трёх лет Центр поддержки социальных и общественных инициатив совместно с Ногинским телевидением проводит среди школьников конкурс «Голоса войны», на котором  учащиеся читают стихи и прозу о Великой Отечественной  войне.
 
В этом году в нём приняли участие  800 детей. 53 из них вышли в финал. 
 
Поэтому не случайно  в этот раз среди гостей   программы «Я – гражданин» были  члены жюри и участники этого конкурса: заслуженная артистка Московской области Ирина Рыжакова, заместитель директора по воспитательной работе, преподаватель  русского языка и литературы школы № 10 Мария Леонова, учащиеся школ № 12 – Екатерина Калашникова и № 14 – Хачатур Погосян.
 
Тема передачи звучала так: «Преемственность поколений». 
 
Разговор начался с того, что гости  поделились своими впечатлениями от участия в проекте. 
 
– Я с большим удовольствием приняла предложение войти в состав жюри, поскольку  сама идея, когда дети читают произведения не на зрительный зал, а на камеру,  показалась мне интересной, – сказала Ирина Рыжакова.
 
– Согласитесь, это достаточно сложно. При непосредственном общении с аудиторией ты чувствуешь живых людей.
 
Однако все ребята справились с этим очень хорошо. Главное, что они приобрели опыт.
 
Участники конкурса пытались донести и раскрыть  тему войны так искренне, ярко, с болью, что это не могло никого оставить равнодушным.  
 
– Было ли выступление ребят открытием новой стороны личности? – вопрос, адресованный ведущим  педагогу  Марии Леоновой.
 
– Традиционно наши педагоги помогают ребятам при выборе произведения. Порой выбор самого учащегося не в полной мере соответствует его органике.
 
Тогда пробуем нечто  другое.  Когда исполнитель и стихотворение сливаются в единое целое,  вот тогда и создаётся та атмосфера, ради которой стоит работать.
 
Что касается моего участия в жюри, то я испытала чувство гордости за детей – талантливых, разносторонних. Они не боятся выступить на камеру и раскрыть свою душу. 
 
Екатерина Калашникова уже третий год принимает участие в конкурсе «Голоса войны».
 
В этот раз школьница выбрала фрагмент из книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», который был продемонстрирован в ходе эфира.  
 
– Насколько этот проект важен для вас? – с этим вопросом ведущий Кирилл Кальян обратился к Екатерине Калашниковой. 
 
–  Хочу ответить словами моей героини: «Страшно вспоминать, но куда страшнее не вспоминать».
 
Эти события никак не вычеркнешь из истории, из памяти. Ни для кого не секрет, какова современная ситуация на мировой арене. Историю пытаются переписать.
 
Но эти люди, 27 млн погибших, останутся.
 
Не даром говорят, что война коснулась каждой семьи.
 
Конкурс даёт возможность  участникам пропустить через себя переживания и донести эти чувства до зрителя.  
 
К разговору присоединилась Ирина Рыжакова:
 
– Сейчас слушала и думала: откуда у них, у этих молодых девчонок и мальчишек, такое сердце, такое искреннее и глубокое прочтение произведений?
 
Раз у нас есть ребята, которым интересна эта тема, нам действительно не страшно строить будущее. 
 
Хачатур Погосян рассказал, с какими сложностями столкнулся во время подготовки к конкурсу.
 
Для выступления он выбрал «Балладу о матери» Ольги Киевской.  
 
– Я смотрел предыдущие выпуски конкурса и тоже решил принять участие. Мне было интересно, смогу ли я преодолеть страх перед камерой.
 
С выбором стихотворения помогла определиться мой педагог. «Баллада о матери» мне близка тем, что здесь показан непростой выбор, который бывает у каждого. 
 
По замечанию ведущего, самые сильные по эмоциональной нагрузке произведения написаны во время войны («Тёмная ночь», «Землянка» и т.д.).
 
– Каждая композиция пронизана такой любовью, которая спасает, вселяет надежду.
 
Как вы считаете, что движет людьми, сочиняющими мощные произведения уже спустя десятилетия после войны? – обратился Кирилл Кальян к гостям. 
 
По мнению Ирины Рыжаковой, это божий дар, когда откуда-то сверху приходит озарение и осмысление тех событий.
 
Это божия искорка, которая помогает раскрыть глубину произведений. 
 
– Что интересует современных детей? Волнует ли их военно-историческая тематика? – очередной вопрос ведущего к аудитории.
 
По замечанию Марии Леоновой, в школах  проводится большая работа в этом направлении: тематические классные часы, уроки мужества с приглашением  ветеранов. 
 
Следующий вопрос звучал так: что для вас значит День Победы?
 
– 9 Мая – это день нашей памяти. Один из тех, когда вся страна вспоминает, что нашему народу пришлось пережить.
 
Когда смотришь на праздничный салют, задумываешься  над тем, какие эмоции испытывали  люди,  услышавшие  о завершении войны, о победе, –  поделилась Екатерина Калашникова. 
 
 Как верно подметила Ирина Рыжакова,   во время войны победила любовь тех, кто ждал. 
 
Завершающим аккордом передачи прозвучали строки из «Песни женщины» Роберта Рождественского в исполнении Ирины Владимировны: 
 
…Довоюй, родной! Дотерпи, родной!
Не давай вздохнуть злому ворогу!
Мы за вас горой, вы за нас стеной,
Всё у нас с тобой нынче поровну!
 
Анастасия Якушева