Наталья УШАКОВА: «Наш принцип – обеспечение баланса интересов поставщиков и потребителей коммунальных услуг» 

Коммунальный ликбез

 
Комитет по ценам и тарифам Московской области часто поступают обращения с просьбой разъяснить правомерность взимаемой платы за жилищно-коммунальные услуги.
 
Действительно, вопросы ЖКХ актуальны для каждого жителя региона.  Надеемся, что наша публикация повысит уровень информированности наших жителей и поможет стать грамотными заказчиками жилищных услуг при рациональном их использовании.
 
Жилищно-коммунальное хозяйство –  сложная система, основанная на имущественных отношениях. В неё входят управляющие организации, собственники жилья и поставщики ресурсов: газа, электроэнергии, тепла, горячей и холодной воды.
 
Наталья Ушакова,  председатель Комитета по ценам и тарифам Московской области: 
"Главный принцип тарифной политики Комитета – обеспечение баланса интересов поставщиков и потребителей коммунальных услуг".
 
 
Главная цель всех звеньев этой системы – обеспечить комфортное проживание. Сделать так, чтобы в каждой квартире всегда было тепло, светло, во дворе – чисто и уютно, а собственникам жилья не приходилось платить за это слишком много. 
 
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
 
● плату за коммунальные услуги;
 
● плату за содержание жилого помещения;
 
● взнос на капитальный ремонт.
 
Пожалуй, самый сложный раздел во всей сфере ЖКХ, который нужно знать грамотному собственнику жилья, – это коммунальные услуги.
 
Их всего шесть: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), отопление, газоснабжение, электроснабжение.
 
Размер платы за коммунальные услуги подлежит государственному регулированию и рассчитывается исходя из двух составляющих:
 
1) тариф на коммунальный ресурс;
 
2) объём потребления коммунального ресурса.
 
Тариф – это цена за единицу коммунального ресурса. А вот то, сколько ресурса нам нужно на месяц, – это уже объём.
 
Из тарифа и объёма складывается размер платы за потреблённый ресурс.
 
Необходимо знать, что тарифы на коммунальные услуги устанавливают и утверждают региональные органы государственной власти. В Московской области – Комитет по ценам и тарифам. 
 
Более никто – ни коммунальные службы, ни ТСЖ, ни ресурсоснабжающие организации – не имеет права устанавливать тарифы на коммунальные ресурсы.
 
Расчёт размера платы за коммунальные услуги осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, исходя из тарифов, утверждённых органами регулирования для ресурсоснабжающих организаций и показаний приборов учёта или, в случае их отсутствия, нормативов потребления коммунальных ресурсов, утверждённых в соответствии с законодательством.
 
В рамках существующей системы тарифного регулирования невозможно совсем избежать роста тарифов.
 
Ежегодное повышение цен ресурсоснабжающих организаций происходит в соответствии с основными параметрами социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год. 
 
Однако в соответствии с Жилищным кодексом РФ применяются ограничения к совокупной плате за коммунальные услуги, в которую включается плата за услуги холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, тепло-, электро- и газоснабжения (рост платы за содержание жилья не учитывается).
 
Для Московской области установлен с 01.07.2017 года индекс роста платы граждан за коммунальные услуги в среднем по области  4%, что ниже инфляции (4,7%).
 
Важно, что на протяжении трёх лет рост платы за коммунальные услуги в Подмосковье стабильно ниже уровня инфляции.
 
Вместе с тем, коммунальные сети в целях осуществления безаварийной работы требуют ремонта и обновления.
 
Ситуация такова, что темпы нарастания износа сетей (в среднем по России 3% в год) превышают объёмы поступающих средств и восстановительного ремонта (около 1,6%).
 
В результате износ основных фондов жилищно-коммунального хозяйства в регионах России составляет, по разным оценкам, от 50 до 100%.
 
Поэтому для создания условий для реализации инвестиционных программ, направленных на модернизацию и обновление сетей, ежегодно утверждаются предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
 
С 1 июля 2017 года предельный индекс для Московской области – 6,1%.
 
Чтобы, несмотря на рост тарифов, платить за коммунальные услуги меньше, необходимо научиться экономить ресурсы.
 
По оценкам экспертов, энергоэффективность в нашей стране отстаёт от европейских показателей примерно в полтора-два раза.
 
Так, чтобы снизить расходы на холодную и горячую воду и платить ровно за то, что вы потребили, нужно как минимум  установить приборы учёта, отремонтировать смесители, чтобы избежать утечки воды, экономить электроэнергию.
 
Плата за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме не подлежит государственному регулированию и  определяется собственниками жилых помещений на общем собрании в зависимости от конструктивных особенностей многоквартирного дома, степени физического износа и технического состояния общего имущества.
 
Чтобы меньше платить за жилищные услуги, надо быть неравнодушным и к общему имуществу дома, повысив его энергоэффективность.
 
Подобные вопросы решаются на общем собрании собственников и принимаются большинством голосов.
 
Следует помнить, что если услуга предоставляется жителям несвоевременно и ненадлежащего качества, управляющие организации должны снизить размер платы за содержание и ремонт.
 
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, составил с 1.01.2017 8,65 руб. в месяц на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения.
 
Полномочия по расчёту взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов и их установлению осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области.
 
По вопросам правильности начисления платы за содержание и ремонт жилого помещения, определения размера и внесении платы за коммунальные услуги обратитесь в Государственную жилищную инспекцию Московской области. 
 
Если семье полагаются льготы по оплате за жилищно-коммунальные услуги, то этим можно и нужно пользоваться.
 
Прежде всего речь идёт о жилищных субсидиях. По федеральному стандарту граждане не должны тратить на оплату ЖКУ  более 22% от своего совокупного дохода. 
 
Комитет по ценам и тарифам Московской области