Онлайн-кассы – техника нового поколения

Мнение эксперта

Налоговые органы при реализации контрольных функций в сфере применения контрольно-кассовой техники делают ставку на риск-ориентированный подход, который позволил с 2011 по 2015 годы снизить по России количество проверок на 38% и одновременно повысить их результативность с 54% до 86% (по данным с сайта Федеральной налоговой службы https://www.nalog.ru).

Современный уровень развития технологий существенно упрощает действующий порядок и одновременно повышает его эффективность.

О переходе на новый порядок в Подмосковье рассказывает председатель Общественного Совета УФНС МО, председатель редакционной коллегии «Бизнес-Диалог Медиа», сопредседатель регионального Московского областного отделения «Деловой России» Вадим ВИНОКУРОВ (https://www.facebook.com/vinokurovvadim).

 

Этапы перехода на новый порядок применения контрольно-кассовой техники 

15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 №290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и/или расчётов с использованием платёжных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С 1 февраля 2017 года налоговые органы регистрируют только кассовые аппараты, отвечающие требованиям нового порядка, а с 1 июля 2017 года старый порядок прекратил своё действие для большинства организаций и индивидуальных предпринимателей, ведущих наличные расчёты с населением.

Налогоплательщики, осуществляющие деятельность в сфере услуг, а также лица, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности или патентную систему налогообложения, должны будут перейти на новый порядок применения ККТ с 1 июля 2018 года.

 

Процесс перехода на онлайн-кассы в Подмосковье

Налоговые органы стремятся создать все условия для спокойного перехода на новую технику. В личном кабинете налогоплательщика реализована возможность регистрации кассового аппарата в режиме онлайн.

Обеспечено ведение реестров и формирование конкурентного рынка: 28 производителей включили в реестр 80 моделей ККТ, в том числе бюджетные, стоимостью до 18 тыс. рублей; три производителя включили в реестр четыре модели фискальных накопителей; десять организаций получили разрешения на обработку фискальных данных. 

В начале 2017 года компаниям, имеющим большой парк ККТ, была предоставлена возможность самостоятельно разработать графики замены устаревших моделей касс. 

В настоящее время на территории Московской области зарегистрировано порядка 54 тысяч онлайн-касс, из них с применением электронных технологий, посредством личного кабинета налогоплательщика на сайте ФНС России, зарегистрировано 92,3% касс.

Внедряя в повседневный обиход онлайн-кассы, налоговая служба оказывает всевозможную помощь в регистрации новой техники и работе с ней.

Налоговики проводят обучающие семинары и открытые уроки, где рассказывают о преимуществах использования онлайн-касс, о специфике работы с ними, вместе с предпринимателями выясняют, надо ли заменить используемую технику или можно её модернизировать.

К участию в семинарах привлекаются специалисты центров техобслуживания, которые знакомят пользователей с модельным рядом и особенностями эксплуатации той или иной модели ККТ. 

 

Исключения из правил

Принимая во внимание повышенные требования к качеству интернет-соединения, его скорости и устойчивости при работе на онлайн-кассах и учитывая, что не все населённые пункты в регионе соответствуют данным критериям, правительство Московской области приняло решение освободить предпринимателей от обязательного применения касс нового поколения в режиме онлайн-передачи фискальных данных в 2000 населённых пунктов с недостаточным качеством интернета.

Об этом говорится в распоряжении Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27.04.2017 г.
№ 17РВ-10.

В документе приведён перечень удалённых от сетей связи местностей, где предприниматели могут использовать кассы нового поколения в режиме, не предусматривающем обязательную передачу информации о продажах в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.

 

Преимущества применения онлайн-касс для предпринимателей

Новый порядок применения контрольно-кассовой техники обеспечивает бизнесу:

– возможность электронной регистрации кассовых аппаратов без визита в налоговый орган, отказ от ежегодной замены памяти кассового аппарата, что существенно экономит время и деньги;

– использование инструментов бизнес-аналитики онлайн, что позволяет эффективно управлять своим бизнесом и контролировать персонал;

– возможности применять личные телефоны и планшеты в организации работы кассы;

– сокращение издержек за счёт отказа от обязательного технического обслуживания и увеличения срока службы фискального накопителя;

– удобство онлайн-торговли для бизнеса, а именно: отсутствие необходимости печатать чек и доставлять его покупателю, достаточно направить его в электронном виде без затрат на чековую ленту;

– отказ от обязательного ведения форм первичного учёта кассовых операций;

– снижение числа проверок со стороны налоговых органов за счёт дистанционного мониторинга и риск-ориентированного подхода к контрольным мероприятиям.

 

Как изменятся покупки для покупателей с приходом онлайн-касс

С введением нового порядка покупатель будет иметь возможность получить чек в электронном виде на свою электронную почту или мобильный телефон.

В нём полная информация о совершённом расчёте, с помощью бесплатного мобильного приложения «Проверка кассового чека» можно проверить его корректность, убедиться, что он сформирован зарегистрированной кассой, и именно такую информацию о покупке продавец предоставил в адрес налоговой службы.

Информация о чеках будет храниться как у налоговых органов, так и в фискальном накопителе кассового аппарата.

И, конечно же, предлагаемая технология защищает права потребителей по возврату товаров. Покупатель, потерявший бумажный кассовый чек, всегда сможет его восстановить и вернуть товар.

 

Социально-экономические последствия внедрения новой технологии

Внедряется новый инструмент управления экономикой, которого нет ни у одной страны в мире. Несколько миллионов точек по всей стране в режиме реального времени будут передавать полные данные о продажах, которые невозможно исказить или не передать.

Значение полученной информации и возможные способы её полезного использования трудно переоценить.

Среди них:

– принципиально новый уровень контроля за розничными продажами, что приведёт к дополнительным налоговым поступлениям за счёт легализации сферы потребления, сокращения теневого оборота;

– возможность получения в режиме реального времени ключевых параметров потребления для оценки ситуации в целом по стране и по регионам в частности, таких, как стоимость потребительской корзины, динамика цен, контроль предельной наценки на социально важные товары, структура среднего чека, контроль наличия товаров;

– возможность формирования рейтингов регионов на основании информации о развитии бизнеса, конкуренции, цене, наличии товаров, структуре потребления населения региона;

– активное вовлечение населения в систему гражданского контроля.

 

Заместитель руководителя ФНС России по Московской области Николай Николаевич Баценков:

– Задача налоговых органов – обеспечить бизнесу максимально комфортные условия для перехода на новый порядок.

По инициативе налоговой службы Минфином России 30 мая 2017 года выпущено официальное письмо-разъяснение.

В нём указано: если организация или индивидуальный предприниматель заказали и оплатили ККТ и фискальный накопитель, но до даты вступления в силу нового порядка их не получили, и поэтому не могут работать по новым правилам, то они могут работать на старых кассах, не боясь быть привлечёнными к административной ответственности.

Данные разъяснения основываются на положениях части 1 и 4 статьи 1.5 КоАП, согласно которым лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

При наличии обстоятельств, указывающих на то, что лицом, совершившим административное правонарушение, были приняты все меры по соблюдению требований закона, указанное лицо в такой ситуации к ответственности привлекаться не должно.

Таким образом, при своевременном принятии необходимых мер по переходу на новый порядок налогоплательщики не будут привлекаться к административной ответственности.